Методика расчета изложена в приложении к «Правилам возмещения вреда» (Постановление Правительства РФ №934 от 16.11.2009 г.)

С последней редакцией методики можно ознакомится, загрузив файл в формате MS Word (В файл включены выдержки из «Правил перевозок грузов ...»).

Указанная в "Правилах …" методика имеет ряд неоднозначных моментов, позволяющих производить расчет разными способами (и соответственно получать разные результаты).

 

Неоднозначные моменты Правил возмещения вреда и их разрешение при реализации в алгоритме расчета программы:

 

1 В Таблицах 1,2 Приложения к Постановлению №934, указан размер вреда от превышения осевых нагрузок для федеральных дорог, рассчитанных на нормативную осевую нагрузку 10 и 11,5 тонн/ось, но нет аналогичных таблиц для региональных и муниципальных дорог.

grp calc2 spec1

Каким образом считать вред для дорог 10 и 11,5 тонн/ось не федерального значения?

В алгоритме: Для региональных и муниципальных дорог, при любом превышении нагрузки используется расчет по формулам методики из Правил.

 Для использования федеральных показателей для региональных и муниципальных дорог необходимо включить соответствующую опцию в разделе «Дополнительные параметры расчета вреда» .


2 В Таблицах 1,2 Приложения к Постановлению №934, указан размер вреда от превышения осевых нагрузок для федеральных дорог, рассчитанных на нормативную осевую нагрузку 10 и 11,5 тонн/ось, но нет таблицы для дорог 6 т/ось.

Каким образом считать вред для дорог 6 т/ось?

В алгоритме: Для дорог 6 тонн/ось, при любом превышении нагрузки используется расчет по формулам методики из Правил.


3 В п.3 Методики используются формулы:

grp calc2 spec3a

где параметр формулы Рисх определяется как

grp calc2 spec3b

При этом не указывается значение Рисх при превышении осевых нагрузок на величину менее 5% (т.е. в явном виде не указано, что в этом случае допустимая нагрузка не превышена).
 
В свою очередь, постановлением Правительства РФ №590 от 28.06.2016 (загрузить файл) для федеральных дорог определены понижающие коэффициенты, в т.ч. для превышения нагрузки до 5%. Получается, что для федеральных дорог необходимо оплачивать вред и при превышении до 5%, хотя и с понижающим коэффициентом.

В алгоритме: Соответствующее нормативной нагрузке на дорогу значение Рисх из Таблицы 1 Методики берется при любом превышении, после чего для федеральных дорог применяются понижающие коэффициенты из постановления №590.

 Чтобы при расчете не учитывать вред по осям, значение превышения по которым составляет менее определённой величины (например 5%), необходимо изменить соответствующее значение в разделе «Дополнительные параметры расчета вреда».


4. В Приложении №2 к Правилам перевозок грузов, в сноске <***> определяется термин "Группа сближенных осей" как:

grp calc2 spec4

Помимо расстояния в 2,5м, не указаны иные явные признаки по которым можно определить, что оси находятся в одной группе.

В некоторых случаях (например модульные прицепы), оси с расстоянием до ближайшей оси до 2,5 метра могут принадлежать разным транспортным средствам.

В алгоритме: Группой сближенных осей считаются оси, находящиеся на расстоянии друг от друга 2,5 метра (включительно) и конструктивно принадлежащие одному и тому же транспортному средству из состава автопоезда.


5. В таблице Приложения №2 к Правилам перевозок грузов, отдельно указаны допустимые нагрузки на Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси «не более 4 колес» и «по 8 и более колес»:

grp calc2 spec5

Возникает неопределенность, поскольку потенциально в группе из 4 и более осей, могут оказаться оси имеющие более 4, но менее 8 колес.

В алгоритме: Для любой группы из 4 осей и более, если хотя бы одна ось группы имеет менее 8 колес, используются значения применимые для «Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес».