Методика расчета изложена в приложении к «Правилам возмещения вреда» (Постановление Правительства РФ №934 от 16.11.2009 г.) С последней редакцией методики можно ознакомится, загрузив файл в формате MS Word (В файл включены выдержки из «Правил перевозок грузов ...»).
Органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут быть установлены собственные коэффициенты (и иные параметры) для расчета вреда региональных и муниципальных автомобильных дорог.
В программе есть возможность определять собственные параметры расчета вреда для любого участка маршрута
Неоднозначные моменты Правил возмещения вреда и их разрешение при реализации в алгоритме расчета программы:
1. В Таблицах 1,2 Приложения к Постановлению №934, указан размер вреда от превышения осевых нагрузок для федеральных дорог, рассчитанных на нормативную осевую нагрузку 10 и 11,5 тонн/ось, но нет аналогичных таблиц для региональных и муниципальных дорог.
В алгоритме: Для региональных и муниципальных дорог, при любом превышении нагрузки используется расчет по формулам методики из Правил. Для использования федеральных показателей для региональных и муниципальных дорог необходимо включить соответствующую опцию в разделе «Дополнительные параметры расчета вреда» .
2. В Таблицах 1,2 Приложения к Постановлению №934, указан размер вреда от превышения осевых нагрузок для федеральных дорог, рассчитанных на нормативную осевую нагрузку 10 и 11,5 тонн/ось, но нет таблицы для дорог 6 т/ось.
В алгоритме: Для дорог 6 тонн/ось, при любом превышении нагрузки используется расчет по формулам методики из Правил.
3. В п.3 Методики параметр формулы Рисх определяется как "исходное значение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении допустимых осевых нагрузок для автомобильной дороги на 5 процентов". При этом не указывается значение Рисх при превышении осевых нагрузок на величину менее 5% (т.е. в явном виде не указано, что в этом случае допустимая нагрузка не превышена). В свою очередь, постановлением Правительства РФ №590 от 28.06.2016 (загрузить файл) для федеральных дорог определены понижающие коэффициенты, в т.ч. для превышения нагрузки до 5%.
В алгоритме: Соответствующее нормативной нагрузке на дорогк значение Рисх из Таблицы 1 Методики берется при любом превышении, после чего для федеральных дорог применяются понижающие коэффициенты из постановления №590.
Чтобы при расчете не учитывать вред по осям, значение превышения по которым составляет менее определённой величины (например 5%), необходимо изменить соответствующее значение в разделе «Дополнительные параметры расчета вреда».
4. В Приложении №2 к Правилам перевозок грузов, в сноске <***> определяется термин "Группа сближенных осей" как "сгруппированные оси, конструктивно объединенные и (или) не объединенные в тележку, с расстоянием до ближайшей оси до 2,5 метра (включительно)".
Помимо расстояния в 2,5м, не указаны иные явные признаки по которым можно определить, что оси находятся в одной группе.
В алгоритме: Группой сближенных осей считаются оси, находящиеся на расстояниии друг от друга 2,5 метра (включительно) и конструктивно принадлежащие одному и тому же транспортному средству из состава автопоезда.
5. В таблице Приложения №2 к Правилам перевозок грузов, отдельно указаны допустимые нагрузки на «Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более)» и «Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей)».
Возникает неопределенность, поскольку потенциально в группе из 4 осей и более, могут оказаться как оси имеющие не более 4 колес, так и оси с большим количеством колес.
В алгоритме: Для любой группы из 4 осей и более, если хотя бы одна ось группы имеет менее 8 колес, используются значения применимые для «Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес».