Программа "aytoSchema 2" снята с продажи

Определения и обозначения

 Мг  - Масса груза

Теоретическая колесная база (ТКБ)  ТКБ  - Теоретическая колесная база.
 
расстояние между центрами нагрузки на переднюю тележку (ссу) и заднюю тележку.
 
Обычно берется расстояние между геометрическими центрами тележек.

Снаряженная масса транспортного средства (Мс) Мс  - Снаряженная масса транспортного средства.
 
собственная масса транспортного средства со стандартным оборудованием и всеми необходимыми эксплуатационными расходными материалами (например моторное масло и охлаждающая жидкость), полным баком топлива, но без водителя и груза.
 
Мс1 и Мс2 – распределение Мс по передней и задней тележкам.

Полная масса транспортного средства (Мп) Мп  - Полная масса транспортного средства.
 
масса максимально загруженного транспортного средства, предусмотренная производителем.
Т.е. это общая масса ТС вместе с максимальным грузом.
 
Мп1 и Мп2 – распределение Мп по передней и задней тележкам.

Теоретический центр тяжести груза (ТЦТ) ТЦТ  – Теоретический центр тяжести груза
 
положение ЦТ груза, при котором распределение массы Мп по тележкам (Мп1 и Мп2) соответствует величинам заявленным производителем.
 
Т.е. указанное производителем распределение полной массы будет соответствовать действительности если ЦТ груза разместить в этой точке.

 ЦТ  - Центр тяжести груза

Фактическое положение ЦТ груза (в идеале должно совпадать с ТЦТ)

В программе задается как смещение центра тяжести груза относительно ТЦТ

 F1 F2  – Распределение нагрузок по тележкам

искомое распределение нагрузок на переднюю тележку (ссу) и заднюю тележку, при заданной массе груза Мг.


Основной расчет

расчет при известном распределении снаряженной (Мс1 и Мс2) и полной массы (Мп1 и Мп2)

Если известны величины Мс1, Мс2, Мп1, Мп2, то для вычисления нагрузок на тележки при заданной массе груза Мг, достаточно построить графики зависимости распределения нагрузок F1, F2 от массы груза…

графики зависимости распределения нагрузок

… и найти пересечение прямой Мг с графиками для передней (ссу) и задней тележек:

графики распределения нагрузок - для Мг

В случае количества осей у тележки более 1, для получения нагрузки каждую на ось тележки, необходимо разделить нагрузку F на количество осей.

В первом издании справочника «Современные грузовые автотранспортные средства» графики распределения нагрузок были приведены для большинства транспортных средств.


Дополнительные варианты расчета

Не всегда существует возможность найти для расчета распределение снаряженной и полной масс транспортного средства. Например, большинство производителей прицепов указывают только распределение полной массы.

Для данного случая необходимо знать положение ТЦТ, а также распределение полной массы (Мп1, Мп2) или снаряженной массы (Мс1, Мс2).

ТЦТ однозначно связан с распределением Мп и Мс по формуле:

ТЦТ = ТКБ * (Мп2 - Мс2) / (Мп - Мс) ,

поэтому зная координаты ТЦТ и распределение одной из масс, можно найти недостающее распределение другой массы.

Как узнать ТЦТ? Это (приближенно) – положение центра погрузочной площадки или (для седельных тягачей) шкворня полуприцепа.

В этом случае алгоритм сначала вычисляет (на основе положения ТЦТ и известного распределения массы) недостающее распределение масс, после чего производит основной расчет.

Не следует путать понятия "Теоретический центр тяжести груза" (ТЦТ) и "Смещение центра тяжести груза" (ЦТ).
ТЦТ- это константа для расчета (идеальное расположение груза), задаваемая производителем.
ЦТ - это переменная расчета, смещение груза относительно ТЦТ в ту или иную стороны, например при сдвиге груза от центра погрузочной площадки.


Расчет при смещении ЦТ груза относительно ТЦТ

Указанное в технической документации распределение снаряженной и полной масс применимо к случаю, когда ЦТ груза находится в определенной производителем техники точке (ТЦТ). При реальной перевозке ЦТ груза может быть смещён относительно ТЦТ.

В этом случае вычисляются новые значения распределения полной массы Мп1 и Мп2 с учетом смещения и производится перерасчет нагрузок F1 и F2.

Расчет при смещении ЦТ груза

Из графика видно, что смещение ЦТ груза в сторону задней тележки транспортного средства, привело к меньшей нагрузке на переднюю тележку и на ту же величину увеличилась нагрузка на заднюю.

 


scaniaАлгоритм расчета базируется на методике рекомендуемой фирмой Scania. В справке приводится его краткое описание, полностью методику можно прочитать в этом документе (Axle load calculations.pdf).